Твен Марк - [В Риме]



Твен Марк
[В Риме]
{1} - Так обозначены ссылки на примечания соответствующей страницы.
Я не стану описывать собор св. Петра. Это уже делалось до меня. Прах
апостола Петра, ученика Спасителя, покоится в крипте под baldacchino. Мы
благоговейно постояли там и так же благоговейно осмотрели Мамертинскую
тюрьму, где он томился в заключении, где обратил солдат в христианство и
где, как гласит предание, он иссек из стены источник, чтобы окрестить их. Но
когда нам показали отпечаток его лица на твердом камне тюремной стены и
объяснили, что он появился после того, как Петр наткнулся на эту стену, мы
усомнились. И когда монах в церкви св. Себастьяна, показав нам большую
плиту, на которой отпечатались две огромных ступни, сказал, что эти следы
оставил Петр, мы еще раз испытали сомнение. Такие вещи не убедительны. Монах
сказал, что в тюрьму ночью явились ангелы и освободили Петра и он бежал из
Рима по Аппиевой дороге. Его встретил Спаситель и велел ему вернуться, что
он и сделал. Следы Петра отпечатались на камне как раз во время этой
встречи. Монах не объяснил нам, каким образом было установлено, кому
принадлежат эти следы, - ведь свидание произошло тайно и ночью. Отпечаток
лица в тюрьме принадлежит человеку среднего роста, а следы - великану футов
эдак в двенадцать. Это "несоответствие" укрепило нас в наших сомнениях.
Разумеется, мы посетили Форум, где был убит Цезарь{92}, а также
Тарпейскую скалу{92}. В Капитолии мы видели "Умирающего гладиатора", и мне
кажется, что даже мы оценили это чудо искусства, - так же как в Ватикане мы
оценили высеченную из мрамора трагедию - "Лаокоона". А еще мы были в
Колизее.
Кому не известны изображения Колизея? Все немедленно узнают эту шляпную
картонку, всю в амбразурах и окнах, с отгрызенным боком. Он стоит особняком
- и поэтому более выгодно, чем остальные памятники Древнего Рима. Даже
красавец Пантеон, на чьем языческом алтаре ныне водворен крест и чья Венера,
изукрашенная священной мишурой, с неохотой исполняет обязанности девы Марии,
со всех сторон окружен жалкими домишками, от чего его величие сильно
пострадало. Но царь всех европейских развалин Колизей пребывает в надменном
и гордом уединении, подобающем его высокому сану. Цветы и травы растут на
его массивных арках и среди скамей амфитеатра, дикий виноград фестонами
свисает с его высоких стен. Торжественная тишина окутывает огромное
сооружение, где в далекие дни собирались бесчисленные толпы зрителей.
Бабочки сменили цариц красоты и моды, блиставших здесь восемнадцать столетий
назад, и ящерицы греются на солнце в священной ложе императора. Ни один
исторический труд не может рассказать о величии и падении Рима так живо, как
об этом рассказывает Колизей. Трудно найти более достойное воплощение и того
и другого. Бродя по современному Риму, мы могли бы усомниться в его былом
величии, в том, что он когда-то насчитывал миллионы жителей; но, глядя на
это упрямое свидетельство того, что для любителей развлечений среди своих
граждан городу пришлось выстроить театр на восемьдесят тысяч сидячих и
двадцать тысяч стоячих мест, легче поверить в его прошлое. Длина Колизея
превышает тысячу шестьсот футов, ширина его - семьсот пятьдесят футов, а
высота - сто шестьдесят пять. Он имеет форму овала.
В Америке, наказывая преступников, мы извлекаем из них пользу. Мы
отдаем их внаймы фермерам или заставляем делать бочки и строить дороги, что
приносит государству доход. Так мы сочетаем коммерцию с воздаянием за грехи
- и все доволь



Содержание раздела